Исторически так сложилось, что шахтёрские протестные движения всегда доставляли много хлопот властям. Суровые условия труда сделали из шахтёров людей, готовых жёстко и настойчиво отстаивать своё. Вспомните, как самоотверженно отстаивали свои права угольщики Британии в 1970-е и 1980-е годы.
В конце 80-х годов в Норильске, как и во всей стране, повеял ветер свободы, и люди почувствовали, что могут бороться за свои права. Поэтому в апреле 1989 года после очередной несправедливости норильские шахтёры решились на крайние меры. Поводом для забастовки стало то, что при начислении компенсаций семьям погибших горняков рудника "Октябрьского" бухгалтерия стала применять ограничения на начисления «полярок». Коллеги погибших отказались после смены выходить из рудника. Правда, через несколько часов уступили уговорам. Была создана рабочая группа, которая заявила, что не намерена снимать ограничения на начисления «полярок».
Договориться не получалось: администрация всячески старалась уйти от решения проблемы. 3 апреля ночная смена горняков «Октябрьского» (около 300 человек) отказалась подниматься на поверхность. За сутки забастовка распространилась по всему рудному Правобережью: теперь уже бастовали на «Комсомольском», «Маяке», «Таймырском». Включились в забастовку работники левобережных рудников «Ангидрид» и "Известняки". К вечеру 4 апреля под землей бастовали уже 1100 человек. В течение суток работа всех горных предприятий Норильского комбината оказалась парализована из-за забастовки. Выступления рабочих оказались полной неожиданностью для руководства.
Требования, которые выдвинули забастовщики, были чисто экономическими: вернуть рабочим, не согласным с перетарификацией, существовавшие до пересмотра системы оплаты труда разряды, соблюдать нормы гигиены труда и др. Забастовка продолжалось почти 5 суток, лишь 8 апреля все забастовщики поднялись на землю.
Да, «Маяк» не остался в стороне, тоже "залёг". Вот что пишет один из непосредственных участников событий на руднике:
" Я работал тогда на Маяке, 4 апреля на смену вышел с утра и перед спуском все было спокойно, мы знали, что Октябрь начнет разборы только через несколько суток. После смены с бригадиром проходчиков мы вышли к стволу, мокрые и вымотанные. Подтягивались остальные, потом в клети к нам на -140 горизонт опустился председатель СТК рудника В. Река. Только тогда от него мы узнали, что забастовка началась раньше срока и Октябрь уже залег. Река спросил, что будем делать...Особо долго не думали - решили ложиться. За несколько суток было многое, обо всем не напишешь. Приезжал Николайчук (избранный директор рудника "Заполярный"), пытался отговорить продолжать бастовать. Большинство остались. Я поднялся на поверхность к 6 вечера 8 апреля. С учетом отработанной смены вышло 4.5 суток, у остальных тоже (не считая тех, кто стал чувствовать себя хуже и поднялся раньше, или просто закосил).
Своими действиями шахтёры добились увеличения продолжительности отпусков, лечебно-профилактического питания, 5дневной рабочей недели, новых тарифов оплаты труда.
Фотографии этих событий взяты из книги "Норильские хроники", она доступна на сайте www.norilskbook.ru
А по этой ссылке
https://planeta.ru/campaigns/thepit
можно сделать предзаказ моей второй фотокниги "Яма", документального свидетельства самобытной «субкультуры» рудника "Маяк" 2000-х годов. Торопитесь, до окончания предзаказа осталось всего 3 недели.
Автор фотографий Владимир Камышев
#thepit #яма #norilsk #taimyr #russia #mine #miner #natgeoru #moscow #recurrentbooks #publishing #photography #photobook #crowdfunding #planetaru #шахта #рудник #норильск #таймыр #canonrussia #bnw_planet #documentary
